С момента своего появления на свет Петропавловский собор был обречён стать гордостью и славой Санкт-Петербурга, мощным и величественным символом новой столицы. Первый в городе собор из камня. Невероятный 56-метровый шпиль. Самое высокое здание Российской империи!
Амбициозный проект Петра I за свою историю пережил многое – удары молнии, пожары, разграбления и реконструкции, статус музея и возвращение в лоно Русской православной церкви. Но важно, что и сегодня мы можем лицезреть его в прекрасном состоянии – прекрасный памятник архитектуры, хранитель трагических моментов истории, бессменный часовой самого имперского города России.
История
Причины строительства
Вспоминается песня из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»: «Это было время соборов…». Действительно, строительство церквей в прошлые века было не просто возведением зданий. Каждая сакральная постройка становилась символическим актом, содержащим в себе государственную идею.
Санкт-Петербург в XVIII веке был совсем молодым городом, призванным быстро и бескомпромиссно сместить древнюю и авторитетную Москву с лидерских позиций. Потому и был задуман Петропавловский собор не просто храмом, но самым значительным, самым необычным и самым важным храмом в стране.
Но, кроме того, Петру I было необходимо, чтобы этот храм отражал лидерские интенции Петербурга в адрес не только российских, но и европейских городов, потому и получился собор таким непохожим на своих отечественных собратьев.
Строительство
Известно, что Пётр Первый лично участвовал в закладывании фундамента Петропавловской крепости. Он же выбрал и место для будущего собора – и его построили очень быстро: всего лишь за год на Заячьем острове была возведена временная деревянная церковь – прообраз будущего каменного чуда.
Но главное было впереди – вокруг действующей деревянной церкви закипело глобальное строительство: так рождался известный нам величественный Петропавловский собор.
На этот проект были брошены лучшие архитектурно-дизайнерские силы своего времени:
- Великий итальянский зодчий Доменико Трезини отвечал за строительство в целом.
- Известный на всю Европу голландский мастер Харман ван Болос трудился над колоссальным шпилем.
- Б. Оорт Крас, ещё один голландец, чуть позже вмонтировал в колокольню очень дорогие и качественные куранты.
- В то же время Антонио Ринальди создал фигуру ангела с крестом – того самого ангела, размах крыльев которого равен почти четырём метрам. Этот ангел и сегодня хранит Петербург от невзгод и опасностей.
Интересно! Во время Великой Отечественной войны фигура ангела была замотана, а Петропавловский шпиль закрашен.
- Если за фасад собора отвечали преимущественно европейцы, то над внутренним убранством трудились, в основном, русские таланты: иконописцы М.Меркурьев и Ф.Артемьев, художники Воробьёв и Негрубов, скульптор П.Зыбин и другие мастера.
Строительство каменного собора активно велось с 1712 по 1733 годы и, увы, завершено было уже после смерти Петра Великого.
Архитектура
Архитектурное исполнение Петропавловского собора – яркая метафора Петровских преобразований. Храм построен не в классической для русского зодчества крестово-купольной манере, а имеет европейскую зальную структуру, более характерную для дворца, нежели для православной церкви. Искусствоведы относят здание собора к особому виду барокко – так называемому «петровскому» его типу.
Собор строг снаружи и до рези в глазах роскошен внутри.
Снаружи его выделяет праздничный жёлтый цвет (особо выигрышно он смотрится на фоне крепости) и невероятная, почти готическая устремлённость ввысь: несмотря на всю свою массивность, храм выглядит струной, звенящей в петербургском небе. Такой эффект достигается, разумеется, за счёт великолепного шпиля.
Интересно! Петропавловский собор занимает 22-е место в списке самых высоких церквей мира.
Внутри главным украшением, несомненно, является золочёный иконостас, включающий 43 иконы. Любопытно, что тематика этих икон как общехристианская, так и местная, российская: апостолы Пётр и Павел соседствуют с полководцем Александром Невским, княгиней Ольгой, князем Владимиром и братьями-страстотерпцами Борисом и Глебом.
Позолота, мрамор и яшма – основные материалы внутренней отделки собора. Мощные колонны завершают сходство храма с великолепным дворцом, а резьба и объёмная скульптура заставляют внимательно рассматривать буквально каждый метр этого сакрального здания.
Из нестандартных особенностей храма стоит отметить наличие кафедры для проповедника: это первая православная церковь, в которой в принципе появилась традиция чтения проповедей.
Императорская усыпальница
Традиция погребения российских монархов в православных храмах имеет вполне философское объяснение: власть царей исходила от бога, и потому после смерти их останки покоятся максимально близко к Всевышнему.
Пётр I изначально задумывал Петропавловский собор в том числе и как мавзолей для царской семьи. Потому сегодня внутри собора можно увидеть надгробия практически всех царственных Романовых и их близких родственников – великих князей и княгинь.
Сам Пётр I, Анна Иоановна, Екатерина I, Екатерина II, Елисавета Петровна, Александр I, Александр II, Николай I и многие другие покоятся в усыпальнице Петропавловского собора, под крыльями ангела на шпиле.
Здесь же были перезахоронены останки семьи Николая II: он сам, его жена Александра Фёдоровна, дочери Татьяна, Ольга и Анастасия, цесаревич Алексей. Кроме убитых в 1918 году царственных страстотерпцев, честь захоронения в Соборе оказана также до конца преданным им людям – горничной А.С.Демидовой, повару И.М.Харитонову, лакею А.Е.Труппу и врачу Е.С.Боткину.
Интересно! Собор Петра и Павла является не только храмом и монаршей усыпальницей, это ещё и полноценный музей воинской славы: неслучайно его иконостас выполнен в виде Триумфальной арки. Здесь хранятся ключи от взятых русскими воинами городов, знамёна побеждённых армий.
График, режим работы, адрес
Не найти в Питере Петропавловский собор сложно: его шпиль, подобно Эйфелевой башне в Париже, служит своеобразным маяком для всех туристов.
Точный адрес собора таков: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1.
Очень удобно добираться на метро. Нужно выйти на станции Горьковская и прогуляться по Александровскому парку до Петропавловской крепости.
Обычный режим работы собора в будние дни – с 10.00 до 19.00.
Суббота: 10.00 – 17.45
Воскресенье: 11.00 – 19.00.
Поскольку Петропавловский собор является действующим, режим его работы может корректироваться при наличии богослужений.
Важно! Кроме колоколов с малиновым перезвоном, на башне собора также установлен и карильон. Концерты карильонной музыки можно застать в соборе по воскресеньям в 17.00.
Вход платный.
Петропавловский собор стоит посетить хотя бы только потому, что он является ровесником своего города: это квинтэссенция Санкт-Петербурга, выразитель основной идеи Северной столицы. Здесь переплетаются история и легенды, здесь в мраморных саркофагах дремлет великое прошлое, и именно здесь живёт петербургский ангел-хранитель.